Политика

Электрические лебедки используются многими предприятиями

lilya9n1 / 15.05.2024

На сегодняшний день автомобильная лебедка перестала быть экзотикой и труднодоступной диковинкой, носящей декоративный характер. Вместо этого она стала неотъемлемым атрибутом и практической необходимостью для любого автомобилиста, предпочитающего активное времяпровождение, тихому и спокойному отдыху. Комплектация автомобиля электролебедкой (или гидравлической, механической) не будет лишней, если вы любитель рыбалки, охоты или даже не прочь забраться подальше в лес по грибы. А уж если вашим увлечением или профессиональным занятием является офф-роуд и прочие приключения в труднопроходимых местах, то внедорожник без лебедки вообще сложно представить.

575da463ad0a2759c4e45a62577d7d22

Что же такое лебедка?

По-видимому, лебедка берет свое начало из довольно давних времен от устройства колодезного ворота. Бревна с рукоятью, на который при кручении наматывалась веревка или канат, и тем больше была его сила, чем длиннее была эта самая рукоять. Но в сегодняшний день электрификации и научного прогресса, роль силового элемента взяло на себя электричество.. ну и прочие хитрые приспособления.
По большому счету лебедка – это преобразователь силы – физической, электрической, гидравлической и т.д. – в силу тяговую. А уже найти область применения для нее – дело не такое уж и хитрое: промышленность, строительство, автомобиль, эвакуаторы и т.д.
Суть автомобильной лебедки в том, чтобы прикрепив свободный конец троса к неподвижному, хорошо зафиксированному предмету, вытащить застрявший автомобиль из непреодолимой «ловушки» в виде непролазного бездорожья, грязи, трясины, снега, воды и других препятствий, найти которые бывалому экстремалу и любителю активного отдыха не представится сложным.

Виды автомобильных лебедок.

При всей внешней простоте, выбор лебедки оказывается совсем не легкой задачей, особенно когда дело доходит к покупке. Вот тогда и возникает множество вопросов и сомнений – начиная от разновидностей приводов, производителей, качества, заканчивая передаточным числом редуктора.

Начнем с того, что лебедки бывают ручные, механические, гидравлические и электрические.

Ручная лебедка.

Простейший вариант со своими плюсами, но и с большими минусами. Из плюсов – относительная простота конструкции, неприхотливость, небольшой вес и отсутствие необходимости в электропитании. При этом всем она обладает огромным минусом, который если не перекрывает ее достоинства, то, по крайней мере, значительно их приуменьшает. И минус этот в том, что приводом к ней являетесь вы и ваша физическая сила. И ладно, придется воспользоваться лебедкой, если автомобиль застрял в небольшой канаве или неглубокой луже – здесь не придется особо пачкаться, да и усилия не нужно прикладывать на все 100%. Другое дело, если ваш внедорожник увяз в глубокой трясине, уперся в непреодолимое препятствие, да еще и в зимнее время. В таких условиях, стоя по пояс в грязной жиже, промокшие и замерзшие, при каждом следующем витке рукоятки, ваше мнение будет меняться в сторону противоположную симпатии к ручной лебедке. Но как бы там ни было, про ее достоинства забывать не следует. Тем более, если использовать с умом, то ручная лебедка в нужный момент может оказаться прекрасным помощником.

Механическая лебедка.

Довольно часто понятие «механическая» употребляют в смысле «ручная». В этом, естественно, есть некоторая логика, но в контексте лебедок она не совсем подходит, так как это совершенно разные виды устройств с различными принципами действия. Главное достоинство механической лебедки в том, что для ее работы не нужна электроэнергия, она имеет достаточно простую конструкцию и неприхотлива в уходе. За неимением собственного двигателя она напрямую подсоединена к валу отбора мощности автомобильного двигателя. Как следствие, механическая лебедка имеет довольно высокие показатели тягового усилия. Временной ресурс работы ограничен временем работы двигателя. Скорость намотки троса можно регулировать оборотами двигателя. Надежность. Из минусов – неудобная установка, тем более многие автомобили должны быть изначально предусмотрены для использования лебедки. В случае отказа двигателя автомобиля, лебедка работать не будет. Кроме того, лезть под капот автомобиля в условиях повышенного экстрима дело не самое благодарное, тем не менее, если возникнет необходимость, сделать это придется, тем более если это связано с какой-нибудь поломкой, то веселое времяпровождение в метровом слое грязи обеспечено.

Гидравлическая лебедка.

Имеет преимущества механической лебедки, а в некоторых показателях даже их превосходит. Прежде всего, гидравлическая лебедка имеет собственный мотор, вследствие чего может быть установлена практически на любой автомобиль, имеющий гидронасос необходимой мощности. Это хорошая альтернатива для тех автолюбителей, которые не имеют на своем ТС вала отбора мощности для установки механической лебедки. Мощность вырабатывается значительно большая, чем мощность механической, при этом гидравлика ничем не уступает ей по надежности. Кроме того, будучи герметичной и имея в своей конструкции минимум электрических элементов, такая лебедка практически не боится воды и всех последствий с ним связанных. Кроме того из плюсов: меньший вес, чем у механической, простота, неприхотливость, плавность и бесшумность. Не смотря на вышеперечисленные преимущества, не лишена гидролебедка и недостатков. В первую очередь – это тот факт, что питает ее тот же насос гидроусилителя, что работает и на двигатель автомобиля. И если мощности насоса недостаточно для обеспечения необходимого давления и для лебедки и для двигателя, то придется или ставить более мощный насос, или ставить дополнительный, предназначенный для обслуживания одной лишь гидравлической лебедки или вообще отказаться от ее использования. Кроме того, имея хоть и небольшое количество примитивной электроники, устройство все же имеет шанс получить повреждения при контакте с водой.
Гидравлическая лебедка, как правило, устанавливается тогда, когда нужен запас мощности, а скорость намотки не очень важна.

Электрическая лебедка.

Ну и электрическая лебедка. На сегодняшний день среди автомобилистов всего мира это самая распространенная разновидность лебедок. При сравнительно небольших размерах, они способны развивать приличное усилие и достаточно высокую скорость. Работа электролебедки не зависит от работоспособности двигателя автомобиля и может тянуть заглохший автомобиль. Так же электролебедка легко устанавливается и не требует никаких дополнительных опций для этого. Ей свойственны все преимущества, связанные с использованием электричества. Ставятся датчики перегрева, устанавливаются системы беспроводного управления, датчики заряда-разряда аккумуляторной батареи. Кроме того производители могут довольно эффективно изолировать электрическую часть устройства от попадания влаги, воды, грязи, песка и пыли. Но все равно недостаточная герметичность – одна из актуальных проблем в конструкции таких лебедок. Так как электрическая лебедка работает от бортовой сети автомобиля, есть вероятность ее перегрузки и повреждений. При интенсивном использовании рано или поздно может возникнуть вопрос об установке второй аккумуляторной батарее специально для лебедки, а это может быть не всегда удобным. Лучшим вариантом для использования электролебедки является работа с непродолжительными и не частыми нагрузками. Например, на эвакуаторах, на автомобилях для рыбалки, охоты и т.п. При длительных экстремальных нагрузках электролебедка может себя проявить не самым лучшим образом. Хотя снова же это вопрос качества самой лебедки и умения ее использовать. У нас можно купить лебедки электрические тяговые недорого.

Устройство электрической лебедки.

Так как электрическая лебедка получила наиболее широкое распространение во всем мире, а в странах СНГ другие виды автомобильных лебедок вообще не популярны, то попробуем все нюансы разобрать именно на ее примере.

Электрическая лебедка, по сути, это барабан для намотки троса с тормозным механизмом внутри. К одной из сторон барабана приспособлен электродвигатель, с другой стороны – редуктор, повышающий и передающий усилие мотора к барабану. Со стороны понижающего редуктора, как правило, установлен рычаг сцепления с предохранителем, позволяющий отключить барабан от привода и размотать трос вручную. Управляется весь этот механизм через блок реле, который может быть установлен на корпусе лебедки, а может быть съемным. В последнем случае блок можно установлен в любом удобном месте автомобиля.

Выбор лебедки.

Качество лебедок.

Условно автомобильные лебедки можно разделить на несколько групп, отличающихся между собой по цене и качеству.

Первая группа – мировые старейшие и опытнейшие производители лебедок. К ним относятся WARN (США), RAMSEY (США), MILE MARKER (США), SUPERWINCH (Англия). Вышеперечисленные бренды производят продукцию наивысшего качества, отработанного десятилетиями. MILE MARKER, например, до сравнительно недавнего времени специализировалась на производстве гидравлических лебедок и поставляла свои изделия для установки на военные Хаммеры. На сегодняшний день в ассортименте этого производителя есть обширная линейка электрических лебедок. Среди продукции американских WARN тоже есть серия «милитари», отличающиеся повышенной прочностью рабочих узлов.

Вторая группа более дешевых производителей к которым можно отнести T-MAX (Китай), MASTERWINCH (Китай), DRAGON WINCH (Польша), COMEUP (Тайвань). Электролебедки DRAGON WINCH появились на европейском рынке сравнительно недавно, но приобрели широкую популярность благодаря незаурядному качеству, невысокой цене и хорошему гарантийному и послегарантийному сервису. Последний из вышеперечисленных производителей (COMEUP) по качеству наиболее приближен к первой группе. Компания с 35-летней историей всю свою деятельность сосредоточила исключительно на лебедках, что, естественно, благоприятно отразилось на качестве. Продукцию этого бренда часто выбирают для профессионального использования, выходя из оптимального соотношения цена-качество.

Третья группа – производители СНГ и всевозможные азиатские подделки. Рынок автомобильных лебедок отечественного производства возник сравнительно недавно, до этого времени он практически не развивался. На сегодняшний день есть несколько основных производителей, их продукция имеет довольно невысокую стоимость, но имеет и ряд недочетов. Со временем с приобретением опыта, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.

Естественно, вся вышеперечисленная продукция, имея схожие конструктивные данные, значительно отличается друг от друга качеством материалов, комплектующих, электроники, аккуратностью сборки, эргономичностью, комплектацией и прочими хитрыми (или нехитрыми) приспособлениями, а, следовательно, производительностью, скоростью и степенью надежности.

Подбор автолебедки.

Имея теперь кое-какое понимание о том, что из себя представляет электрическая лебедка и ее качестве, можно перейти к подбору.

При выборе автомобильной лебедки действует следующее золотое правило: грузоподъемность лебедки должна быть в 2-2,5 раза больше массы автомобиля. Для примера возьмем автомобиль массой 1,5 тонн. Умножаем на 2, получается 3 тонны. Грузоподъемность лебедок измеряется в английских фунтах (приблизительно 0,45 кг), следовательно, минимальное тяговое усилие лебедки должно составлять 6,6 Lbs.

Зачем нужен такой запас мощности? Тяговая сила, которая присваивается лебедке производителем, соответствует усилию, развиваемому на первых витках троса на барабане. С каждым последующим витком сила уменьшается. Разница между тяговой силой на первых витках и на последних может составлять 30-40%. Если отталкиваться от вышеприведенного примера, то на последних витках троса на лебедке тяговое усилие составит всего 1800 кг. Следует так же учесть, что указанная масса автомобиля (1,5 тонны) это чистый вес ТС. Выходя из этого к массе нужно добавить вес водителя, топлива, дополнительного снаряжения, запасного колеса, запаса питьевой воды, другого груза и, естественно, самой лебедки с установочным комплектом.

Еще следует обратить внимание на тот момент, что указанное производителем тяговое усилие обозначает вес, который лебедка может оторвать от земли, если бы она, скажем, была прикреплена к потолку. То есть лебедка с усилием в 3 тонны запросто поднимет над землей авто весом в 1,5 тонн да еще и останется запас мощности. Но когда нам придется покупать автомобильную лебедку, мы вряд ли будем подбирать ее для вертикального подъема автомобиля. Главная цель – вытянуть водителя и автомобиль из западни бездорожья и прочих экстремальных условий. Для качения автомобиля по ровному покрытию по горизонтали, достаточно 100-килограмового усилия. А вот при вытягивании ТС из полуметрового слоя грязи усилие может значительно превышать вес автомобиля. Поэтому при выборе автолебедки лучше заведомо перестраховаться и взять агрегат помощнее, чем потом в глухом лесу, копошась по пояс в грязи обвинять себя и окружающих в несправедливом устройстве мира.

Как пользоваться лебедкой.

На первый взгляд, пользование автомобильной лебедкой – процесс довольно бесхитростный. Но на самом деле есть немало нюансов, которые должен знать каждый, кто принял решение купить лебедку для установки на свой автомобиль.

Для начала укажем, что набор аксессуаров для автомобильных лебедок достаточно широк: всевозможные вспомогательные компоненты, тросы, стропы, удлинители, заглушки, чехлы для лебедки и т.д. И есть перечень аксессуаров, которые желательно бы иметь на вооружении каждому владельцу лебедки:
Специальные защитные перчатки. Бывают они кожаные или брезентовые, самым важным компонентом в которых являются специальные утолщенные вставки на ладонях. Как правило, кончики пальцев на них слегка расширенные, чтобы ,в случае их затягивания на барабан лебедки, рука могла легко выскользнуть, а не тянуться дальше вместе с перчаткой.

Корозащитная стропа. Предназначена для удобства зацепления автолебедки за неподвижный якорь. «Корозащитной» она является не только в целях защиты ствола дерева, но и для предотвращения повреждений самого троса лебедки.

Вспомогательная серьга (шакл). Предназначена для сцепления между собой различных лебедочных аксессуаров. Например, для соединения троса к корозащитной стропе.

Блок. Устройство, с помощью которого можно значительно, в разы повысить тяговую силу лебедки.

Цепь с крюками. Может понадобиться там, где трос взаимодействует с какой-нибудь поверхностью. Например, с землей, щебенкой, а так же для некоторых других хитрых и не очень манипуляций.

Теперь переходим непосредственно к самой лебедке. От производителя она поступает в наши руки в безупречном виде: чистая, аккуратная, с идеально намотанным на барабан тросом. Но вот именно насчет последнего момента не стоит обольщаться и терять бдительности. Внешнее совершенство укладки может быть чисто демонстративным и присутствовать только на верхнем слое, чуть глубже может оказаться совершенно другая картина.

Поэтому при первом запуске, желательно лебедку самостоятельно размотать и уложить трос надлежащим образом. При разматывании лебедки, если тросу дать свободный ход, то очень скоро он спутается в «рыболовную бороду», поэтому следует держать его в постоянном натяжении.
При укладке троса витки должны плотно и ровно ложиться один к одному, при этом натяжение так же нельзя ни на миг ослаблять. Особенно внимательным следуют быть тогда, когда трос доходит до края барабана и меняет направление.

Именно при этом процессе специальные перчатки и сыграют незаменимую полезную роль. Утолщенные вставки из кожи защитят ладони от стальных заусенцев, которые образуются при разрыве волокон на тросе после начала его эксплуатации. Натягивая трос, нужно не забывать перехватывать его руками, иначе можно получить ожог.

Такую же меру предосторожности следует соблюдать и при работе лебедки с нагрузкой, т.е. тогда, когда тянется автомобиль – трос должен быть уложен ровно, плотно и последовательно. Естественно, что при натяжении под нагрузкой, на положение и направление троса особенно не повлияешь, но несложное самодельное приспособление в виде железной трубы с крюком, поможет эффективно справиться с этой проблемой.

Неправильно навитый трос в процессе работы может просто заклинить вращение барабана лебедки. Другим негативным последствием при неправильной намотки может быть захлест троса, в результате которого он может передавиться и повредиться. Если это произойдет, то трос придется полностью менять.

Еще раз напомним, что наибольшее усилие лебедка развивает на нижних мотках барабана. Поэтому желательно при винчевании лебедку разматывать полностью и цеплять за якоря, находящиеся как можно дальше: деревья, пни, валуны и т.д. Соблюдение этого правила поможет не только поддержать мощность лебедки на самом высоком уровне, но так же обезопасит от чрезмерной нагрузки электромотор с редуктором, и поможет сэкономить некоторое количество электроэнергии, так как с ростом количества слоев троса, возрастанием нагрузки, электролебедка потребляет и больше энергии.

Если участок бездорожья из которого тянется автомобиль имеет большую протяженность, более эффективной будет работа небольшими «сериями», где немного его подтянув, лебедка останавливается, трос снова разматывается на максимальную длину и цепляется за следующую опору. Пусть этот прием имеет немногим большую трудоемкость, но эффект от него превзойдет ваши ожидания.